Правовое воспитание дошкольников

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Государство взяло на себя
обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые:

  • ребенок имеет право на семью;
  • ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны
    родителей;
  • ребенок имеет право на посещение образовательных организаций;
  • ребенок имеет право на равенство;
  • ребенок имеет право свободно выражать свои мысли;
  • ребенок имеет право на собственное мнение;
  • ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • ребенок имеет право на получение информации;
  • ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • ребенок имеет право на медицинское обслуживание;
  • ребенок имеет право на отдых и досуг;
  • ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (дети с
    ограниченными возможностями здоровья);
    Права и достоинства ребёнка защищает международное, федеральное и региональное законодательство:
  • Декларация прав ребенка (провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН в 1959);
  • Конвенция о правах ребенка(принята ООН 20.11.1989 г);
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990);
  • Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на
    2012-2017 годы»;
    Необходимость разработки мер по охране прав ребенка потребовала выделения международной защиты прав детей в
    особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав
    ребенка.
    Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и
    соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на
    имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, предоставление возможности получать
    образование и развиваться физически, умственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
    Конвенция о правах ребенка разработана на основе Декларации прав ребенка и состоит из преамбулы и 54 статей детализирующих
    права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды,
    жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект,
    требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Значение этого
    международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля –
    Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по
    осуществлению положений Конвенции. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,
    религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на
    воспитание, развитие и активное участие в жизни общества.
    Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей,
    их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
    Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что
    образование ребенка должно быть направлено:
  • на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;
  • на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает,
    страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и
    женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;
  • на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН.
    Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как
    взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42). На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые
    документы федерального и регионального уровней.
    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
    детей принята Всемирной встречей на Высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке, 30 сентября 2000года. В ней обозначены
    задачи по обеспечению каждому ребенку лучшего будущего и требующие длительных и согласованных усилий всех стран на основе
    мероприятий на национальном уровне и на уровне международного сотрудничества. Участники встречи взяли на себя обязательство
    уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию.
    Конституция Российской Федерации высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской
    Федерации 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя
    России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного
    самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
    Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общие начала гражданского законодательства и регулирует
    возникновение гражданских прав и обязанностей, а так же отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в
    различных гражданско-правовых договорах. Кодекс раскрывает понятие обычаи (ст.5), правоспособность гражданина (ст.17), имя
    гражданина (ст.19).
    Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции
    РФ и нового гражданского законодательства.
    Раздел 4 Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава
    11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
    В Семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь
    и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
    Семейный Кодекс РФ гарантирует:
  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст.56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
    Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделяет особую категорию детей,
    нуждающихся в защите со стороны государства (дети — инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с
    отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут
    преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
    Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения,
    связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В документе раскрываются понятия:
    «доступ детей к информации», «знак информационной продукции», «зрелищное мероприятие», «классификация и отбор
    информационной продукции». Перечислены виды информации, причиняющей вред здоровью.
    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» признает приоритет образования, обеспечивает государственные
    гарантии прав и свобод человека в этой сфере. В нем обозначены условия, необходимые и обязательные для реализации права на
    образование. Одним из принципов закона является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека,
    прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,
    ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
    Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
    определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации,
    базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Особое внимание уделено семейной политики
    детствосбережения, вопросам доступности качественного образования, развитию системы дополнительного образования, принятию
    мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей. На основе постоянного мониторинга реализации
    Национальной стратегии предусматривается возможность корректировки управленческих решений.
    ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, и другими
    постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
    Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса:
    детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого
    ребенка в сфере образования и вместе с соответствующим органом здравоохранения – в сфере здоровья, что соответствует
    требованиям Конвенции и действующему законодательству.
    Договор с родителями (законными представителями) об образовании при приеме детей на обучение по образовательным
    программам дошкольного образования. В договоре должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой
    право защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, грубого обращения.
    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В МДОУ ИРМО «ДЕТСКИЙ САД П.МОЛОДЕЖНЫЙ»
    Процесс формирования правовой культуры у дошкольников охватывает всю деятельность дошкольной
    образовательной организации. В целом весь коллектив сотрудников ДОУ, характер их взаимоотношений и
    совместных действий в педагогической, административной, хозяйственной сфере являются предпосылкой развития
    основ правосознания детей. Сама положительная организация деятельности ДОУ есть фактор развития правового
    сознания у детей-дошкольников. Для ребенка-дошкольника это первая модель социального устройства общества,
    где накапливается первый опыт правового поведения.
    Задачи правового воспитания дошкольников:
    1 группа – развитие у дошкольников представлений о самом себе, своей семье, ближайшем окружении, городе или
    поселке, государстве и его гражданах, их правах и обязанностях, сферах человеческой деятельности, национально-
    культурных традициях страны, народностях, проживающих на Земле, их культурных традициях, воспитание общественно-
    ценностного отношения к этим явлениям.
    2 группа – создание условий для развития у воспитанников общественно – значимых личностных качеств:
    достоинство, уважение, ответственность, толерантность.
    3 группа – развитие социально — ценностных навыков и умений:
    принимать людей такими, какие они есть;
    понимать эмоциональное состояние близких;
    позитивно контактировать с ними;
    видеть суть проблемы и решать ее компромиссным путем;
    развивать умение совместного, согласованного выполнения дел, заданий и т.д.
    Развитие основ правовой культуры детей дошкольного возраста начинается с определения конкретных задач:
    как познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека?
    как развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и
    национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста
    как способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувства
    ответственности
    как развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека?
    как разъяснять общественные нормы и правила поведения?
    Формирование у детей представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-
    экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс
    личностно-значимым для ребенка.
    Социокультурная среда содействует обогащению детей впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной
    жизни, расширению кругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с
    элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно-правовой опыт.
    Формы работы с воспитанниками:
    Беседы с детьми дошкольного возраста «Ребенок и его права»
    Рассматривание иллюстраций, чтение книг
    Организация сюжетно – ролевых игр
    Большое значение в правовом воспитании, имеют сюжетно-ролевые игры. Игра – важное средство воспитания моральных
    чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. А это все является составляющими правового
    поведения. С помощью игр можно руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления. В сюжетно-ролевой
    игре «Семья» дети в своих действиях и репликах очень отчетливо отображают характер взаимоотношений в своих семьях.
    Правовую сторону отношений можно проследить в таких играх, как «Почта», «Магазин», «Больница», «Школа». В них
    можно проследить поведение детей, основанное на знании и уважении права на воспитание в семейном окружении, на
    бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на выбор, на тайну переписки. Перед игрой во время
    распределения ролей, можно научиться уважать право каждого ребенка на игру, выражение своих мыслей и идей. Если
    возникнут споры, их можно решить с помощью жеребьевки или считалок, договариваться между собой. После игры
    необходим анализ хода и содержания игры, обсуждение, все ли дети поступали хорошо с точки зрения норм права. Детям
    нужно подумать, как можно было развернуть игру, чтобы учитывались права всех играющих. Максимальное использование
    игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей
    игровых действиях.
    Формы работы с родителями (законными представителями):
    Оформление папок – передвижек для родителей, консультирование родителей по теме «Правовое воспитание»
    Беседы, индивидуальные консультации