ФИЗКУЛЬТУРНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной,
двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит
растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения
эффективности образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих
мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух,
солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона
и погоды.
Обширная профилактическая работа включает в себя:
облегченную одежду для детей в детском саду
соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
соблюдение температурного режима в течение дня
дыхательную гимнастику после сна
мытье прохладной водой рук по локоть
правильную организацию прогулки и ее длительность
неспецифическую профилактику респираторных заболеваний(фитотерапия и отвары шиповника).
Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения
родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
сокращенный день для малыша
присутствие мамы в группе
повышенное внимание со стороны персонала группы.
Элементы медико-профилактической технологии
организация мониторинга здоровья дошкольников
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
физического развития дошкольников,
закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Элементы физкультурно-оздоровительной технологии
развитие физических качеств, двигательной активности
становление физической культуры дошкольников,
дыхательная гимнастика,
массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Полоскание горла, Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  10. Профилактические прививки
  11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  14. Физкультминутки /ежедневно/
  15. Подвижные игры /ежедневно/
  16. Прогулки /в теплое время года/
  17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
    Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия
    воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план
    работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на
    педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
    Консультации для воспитателей: «Двигательный режим дня в детском саду», “Особенности проведения бодрящей
    гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
    Планирование выступлений на педсоветах: “Охрана жизни и здоровья детей”, «Безопасность жизнедеятельности
    ребенка в детском саду», “Итоги оздоровительной работы”.
    Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги
    оздоровительной работы”, «Организация летней оздоровительной работы».
    В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых
    преобладают:
    сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
    занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
    занятия-тренировки основных видов движений;
    Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет
    построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
    Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
    Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов
    деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных
    условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна
    начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и
    музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.
    Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски
    кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать
    характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того,
    чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием
    здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от
    сезона, возраста детей и их здоровья.
    Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между
    занятиями;
    оборудование физкультурного уголка;
    организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
    оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
    В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная
    гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.
    Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:
    утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение
    всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить
    двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую
    нагрузку детей.